Человек без воли что каша без соли

Человек без воли что каша без соли

Упражнение 19

Расставьте нужные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделите грамматические основы, составьте схемы всех предложений.

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.

4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.

5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.

6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.

7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.

8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.

9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.

10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

11. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.

12. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.

13. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.

14. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.

15. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.

16. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.

17. Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.

18. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.

19. Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.

20. Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.

21. Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.

22. Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

23. И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.

24. Самолеты гудели уже где-то над самой головой и хотя их не было видно точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.

25. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта все прощено и степь легко вздыхает широкою грудью.

26. Был уже весенний месяц но по ночам деревья трещали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его начинало сильно щипать.

27. Волчиха была слабого здоровья мнительная она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том как бы дома без нее кто не обидел волчат.

28. Ей казалось будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

29. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному одни считают поступок храбрым другие находят что человек не сделал ничего особенного.

30. Однообразная трескотня убаюкивает как колыбельная песня едешь и чувствуешь что засыпаешь но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы.

Контрольные тесты по пунктуации

Тест № 1

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми .

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой .

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4) Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.

2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег. 5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

3) Читать лежа вредно.

4) Его байки слушали развесив уши .

3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. 5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега. 4) Таким образом задача имеет единственное решение.

2) Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3) В итоге наши футболисты заняли второе место.

5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство . 5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына .

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость .

3) Стали его искать, а он как в воду канул .

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая . 5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф. 5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила.

Читайте также:  Главные вопросы в отношениях

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье. 5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире. 12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _1 и ему захотелось _2 как можно скорее _3 добраться до Волги _4 и _5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.

10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _1 называвшейся Татаркою _2 впадающей в Днепр _3 кинулись в воду с конями своими _4 и долго плыли по ней _5 чтобы скрыть след свой.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая. 5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

«Фразеологизмы — это сокровища русской народной мысли»

Разработала: Нечипоренко Л.Н.

Цель: показать богатство русского языка, привить любовь к русской речи, воспитывать уважение к истории прошлого нашей страны.

Содержание: вводная часть;

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное слово».

Эти строки принадлежат великому писателю Николаю Васильевичу Гоголю, который считал, что русский язык является одним из самых богатых и интересных языков мира и этому имеется достаточно доказательств. Сегодня мы поговорим о фразеологизмах как о сокровищах русской народной мысли. Кстати, это очень интересная и полезная тема для разговора,так как современные молодые люди стали забывать о народной мудрости, , а ведь именно в ней таится духовное богатство, без которого общество существовать и развиваться не может.

А что же это такое — фразеологизмы?

Это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

Например, мы, посетив столовую, не утолили полностью жажду голода, а только перекусили, и чтобы обозначить более образно этот момент, люди придумали очень смешное словосочетание « мы не наелись, а заморили червячка», то есть перекусили. Конечно же, никакого червячка мы не кормим, а просто образно выражаем свою мысль. А если человек в чем-то хорошо разбирается, это называется «съел на этом собаку». Собаку есть никто не собирался, просто образно выразился.

Кстати, в иностранных языках фразеологизмов нет. И люди, живущие за границей, принимают русские устойчивые словосочетания за чистую монету. Вспомним наших бабушек, сидящих около дома на лавочках, от нечего делать они обсуждают тех, кто проходит мимо, и этот процесс в русском языке называют «моют косточки» . Со стороны это выражение кажется немного нелепым, ну как можно мыть человеческие косточки? Представить эту картину можно только в страшном сне, но нам это объяснение более понятно, чем то, которое бы поясняло суть происходящего другим языком.

Вспомним всем нам известную ситуацию: мы сбежали с занятий, пришли домой, уютно пристроились на диване, и вдруг кто-то позвонил в дверь, мы ее открываем и видим на пороге квартиры мастера группы и произносим: «Батюшки, пришел человек, как снег на голову упал», т.е. пришел неожиданно для вас и испортим вам настроение.

Или дерущиеся люди хвастают своим товарищам: «Я ему как дал, так нос и расквасил» (разбил), а он и «дал стрекача» (удрал).

Давайте представим себе очень известную нам сцену: идет урок, учащийся неохотно выполняет задание преподавателя, лениться, и учитель ему говорит: «Сидоров, ты сегодня работаешь, спустя рукава». И Сидорову понятно, что он работает очень плохо. Кстати, рукава у него остаются на своем прежнем месте.

Другая ситуация: решая задачу, «чуть не сломал себе голову» , т.е. усердно работал, работал очень хорошо, но голова при этом оставалась целой и невредимой.

Про здорового человека русские люди в старину говорили «кровь с молоком», про худого — «кожа да кости», если принять это словосочетания буквально, становится не по себе.

А если что-то преувеличиваем в своем разговоре, то применяем фразеологизм: «Делать из мухи слона». Хотя из мухи слона не сделаешь, даже если очень пожелаешь. Это больше похоже на область фантастики, но нам-то очень хорошо известно это выражение, и вполне понятен его идейный смысл.

Желая человека в чем-то убедить, мы говорим: «Даю тебе руку на отсечение!».

А когда стараемся кого-то обмануть, нам говорят: «Не надо нам втирать очки» , и мы понимаем, о чем нас просят.

Многие фразеологизмы стали со временем в русском языке пословицами и поговорками.

« Человек без воли, что каша без соли»;

«Голова без ума, что фонарь без света»;

«Клевета, что угол: не обожжет, так замарает»;

«Учение в детстве как резьба на камне»;

«Труд всегда дает, а лень только берет»;

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»;

«Любишь кататься — люби и саночки возить»;

«Книга подобна воде, дорогу пробьет везде»;

«Рожденный ползать — летать не может»;

В этих изречениях великий ум человека. Они создавались многими поколениями людей и, благодаря народу, дошли до нашего времени. Пословицы и поговорки появились тогда, когда не было даже письменности на Руси, и в течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок. Известный русский писатель М. Шолохов однажды сказал, что в народных изречениях и афоризмах дошли до нас радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков . Поистине золотые слова, с которыми нельзя не согласиться.

Читайте также:  Борщ из краснокочанной капусты отзывы

Русский народ учит: « Не сиди сложа руки, так не будет и скуки» . «Безделье,

лень — вот что порождает скуку». Работай, так и скучно не будет.

Каковы же источники фразеологизмов?

Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над обществом людей и природой: «Береги границу, как ока зеницу, «Много снега — много хлеба».

Другие появились в связи с историческими событиями: « Пусто, словно Мамай прошел».

Третьи вышли из песен, сказок, загадок, художественных произведений: «Сильнее кошки зверя нет» , «Служить бы рад — прислуживаться тошно».

Когда человек выполняет работу очень медленно, о таком говорят, что он работает «в час по чайной ложке» . Если человек материально обеспечен и денег своих не считает, тратит, не глядя, о нем говорят, что у него денег — «куры не клюют», значит много. А если денег наоборот мало, про такого говорят, что у него денег «кот наплакал».

Иногда, объясняя товарищу то, что вы близко живете, применяете устойчивое словосочетание: « Я живу — рукой подать».

Человек бежит, боясь опоздать, и говорит: « Ой, бежал, высунув язык» , бежал очень быстро, и язык он, конечно, не высовывал.

А вот еще пример: женился человек, вроде и девушка была ничего, а потом оказалась «ни рыба, ни мясо» , ни на что не способная: ни обед сварить, ни гостей приветить.

Если человек не совсем вовремя заводит разговор, то может получить замечание, примерно такое: « Нашел время язык чесать». А испугавшись чего-то, мы говорим про себя: «Сидел ни живой, ни мертвый» . И понятно, что испытывал человек в эту минуту.

Глядя на жизнь людей, в чем-то солидарных, мы говорим : « Два сапога — пара».

Иногда родители утверждают, что детей надо держать, « в ежовых рукавицах» , был бы тогда толк толк, т.е. воспитывать в строгости, по особым правилам.

Мы иногда позволяем себе « ходить на голове» — вести себя безобразно плохо. Конечно же, никто из нормальных людей не ходит на голове, и каждый из на понимает, о чем идет речь.

Ну а кто же из нас не знает того, что подслушивать чужие разговоры очень неприлично, но из чувства любопытства мы иногда позволяем себе это , вот таким говорят: « Ну что развесили уши». Уши развешивать никто не собирался, и подобную картину трудно представить, однако всем нам понятен смысл этого выражения.

Конечно, взять себя в руки в буквальном смысле невозможно, но в русском языке есть такой фразеологизм, который применяется в том случае, когда мы хотим успокоить человека, говоря ему: «Возьми себя в руки», и человеку не надо объяснять, что это все значит.

Мы «кусаем локти» тогда, когда чего не успеваем сделать.

Да идите вы на «все четыре стороны» , говорим мы человеку, который нам прилично надоел. И он не спрашивает, куда ему надо идти.

А когда учащийся сдает на проверку выполненную работу, в которой трудно уловить смысл и трудно разобрать написанное, про таких горе — учеников говорят, пишет «как курица лапой» . И нам очень хорошо знакомо данное словосочетание.

Поработав от всей души, придя домой, человек сообщает родным, что у него волчий аппетит, и он может съесть запросто слона . Естественно, представить подобную картину очень трудно, даже обладая зверским аппетитом, человек не может скушать целого слона, но нас совсем не пугает и не смешит подобное выражение, смысл высказанного объяснять русскому человеку не надо, и это словосочетание понятно и без объяснения.

Фразеологизмы — это всегда яркие, образные выражения, которые делают наш язык богаче и интереснее. Без них наш народ многое бы потерял. Это — сокровища русской мысли, собранные человечеством по крупицам, и наша задача — суметь их сберечь и передать следующему поколению.

Контрольные тесты по пунктуации

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой.

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4) Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.

2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

3) Читать лежа вредно.

4) Его байки слушали развесив уши.

5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев.

3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

2) Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3) В итоге наши футболисты заняли второе место.

4) Таким образом задача имеет единственное решение.

5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство.

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость.

3) Стали его искать, а он как в воду канул.

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф.

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила.

Читайте также:  Белые пятнышки под кожей

8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _ 1 называвшейся Татаркою _ 2 впадающей в Днепр _ 3 кинулись в воду с конями своими _ 4 и долго плыли по ней _ 5 чтобы скрыть след свой.

12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _ 1 и ему захотелось _ 2 как можно скорее _ 3 добраться до Волги _ 4 и _ 5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1. 1) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

2) К нему юнцу придет со временем уважение к морщинам и сединам.

3) Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять.

4) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.

2. 1) Листва берез висит не шелохнувшись.

2) С берега долетал то затихая, то усиливаясь шелест подсыхающей травы.

3) Одеваясь он мысленно распределил свой день.

4) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

5) Приходилось сидеть сложа руки и ждать.

3. 1) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.

2) Внимание привлекли повешенные на видных местах плакаты.

3) По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.

4) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.

5) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и заснул.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

2) В итоге наши футболисты заняли второе место.

3) Счастье казалось таким огромным.

4) Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

5. 1) Как любящая мать она старалась оградить сына от всяких житейских невзгод.

2) Мир оплывает как свеча, и пламя пальцы обжигает.

3) Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед.

4) Он не мог без смущения видеть как она краснела при встрече с ним.

5) Больная оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

6. 1) Вода была холодная_ и с меня сразу согнало усталость.

2) На мостике появился капитан_ и по его лицу было видно, что он недоволен.

3) Я вынул из кармана написанные несколько дней назад стихи_ и по просьбе товарища прочел их.

4) Отец уже спал, в кабинете было давно тихо_ и все в усадьбе тоже спало.

5) Охотник от холода переминается с ноги на ногу_ и, чтобы согреться, хлопает себя руками по бокам.

7. 1) А вокруг были дым_ и бой, и смерть.

2) Отца вы найдете_ если не в кабинете, то в саду.

3) Темные_ неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно.

4) Лаевский то садился у стола_ то опять отходил к окну.

5) Большая_ хрустальная люстра украшала зал.

8. 1) Не знаю_ что с ним случилось.

2) Лишь_ когда она запела, я узнал ее прежний голос.

3) Не помню_ бывал ли я здесь раньше.

4) После некоторого молчанья я ему сказал, что_ если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

5) Здесь, на луговине, гулял ветерок, и_ пока мы отдыхали, ни один комар не пропищал над ухом.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

9. 1) Он хотел сойти с места, бежать_ ноги не повиновались ему.

2) Тут его осенила мысль_ партизаны должны быть где-то поблизости.

3) Она как собака на сене_ сама не ест и другим не дает.

4) Ни жизнь, ни власть_ ничто меня не веселит.

5) В этой комнате всегда есть солнце_ и утром, и во второй половине дня.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

10. 1) Чувствовать себя нужным_ самая большая радость в жизни.

2) Постигать характеры и улавливать настроение_ великая мудрость.

3) Материя_ есть объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания людей.

4) Самое интересное в рассказах Паустовского_ это люди.

5) И сама она_ словно распустившийся цветок.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Морозы упали_ 1 и ветер казался теплым_ 2 весенним_ 3 хотя на дворе был еще только февраль_ 4 не обещающий тепла_ 5 и весны.

12. Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором_ 1 так что обратил на себя внимание старой_ 2 дворовой собаки_ 3 которая_ 4 однако_ 5 не стала на меня лаять.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

13. 1) Здесь видно, раньше была кладовая.

2) Он не мог без умиления смотреть в ее черные, как мокрая смородина глаза.

3) На противоположном берегу реки в воду врезались уступы издали похожие на огромных животных, приникших к воде.

4) Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь сжимал его голову.

5) В пальтишке с бархатным воротником он гулял по вечерам по бульвару, не привлекая к себе внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector