Что такое семья определение для детей

Что такое семья определение для детей

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Моя мама (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко "Показательный ребенок"):

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседы воспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц. Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "Мама".

Я. Аким Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее,

Мама – солнышко мое.

С помощью педагога дети объясняют пословицу "При солнышке тепло, при матери добро".

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

Самое лучшее слово на свете – "мама". Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием "Мама"; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке "Три медведя". У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино "Букварь", чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка "Снегурочка") жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

И в нашей квартире

И в школу пошла,

На толстеньких ножках

То с куклой, то с кошкой,

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру "Наша семья". Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры воспитатель возвращается к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Вы с ними играете?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: "Они как родные братья".

Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир "Семья"; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Шли годы: осень на смену весне.

И у них появились

И теперь уже они

Не юноша и девушка,

Бабушка и дедушка.

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян "Моя бабушка".)

От ходьбы она устает.

Посажу ее в самолет.

Отдохнет она наконец.

"Ай да внучек мой!

Ай да внучек мой

– Про бабушку люди складывают песни. Вот одна из них:

Скажем бабушке: "Спасибо".

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Читайте также:  Астерикс сорт картофеля отзывы

Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом, и говорит ей: "Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя".

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко "Все сделалось грустным"; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Что для нас значит семья? Что это в современной жизни? Даем определение термину ‘семья’.

Человек — это живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род.

Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида.

Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединённая родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству.

Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни родила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии.

И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным — в моменты острой нужды мы обращаемся к родным (а ещё мы прямоходящие). Можно сказать, что всё человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья?

Что такое семья: Определение

Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать её характеристику, при взгляде только с одной стороны. Несмотря на распространённость этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья — это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта самая семья.

Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.

Ребёнок расценивает семью иначе. На вопрос что такое семья – определение для детей будет рассмотрено с другой стороны. Для них это самая первая социальная среда, в которой происходит развитие психических, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребёнка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, человек несёт с собой всю оставшуюся жизнь.

Общество и государство рассматривают другое – социальное определение семьи. Для них это группа людей, связанных кровными, брачными или родственными узами, а также, как правило, проживающая на одной территории. Это позволяет структурировать индивидов в отдельные кластеры, составляющие основу социума. Состояние и проблемы семей являются проекцией состояния и проблем общества в целом. Таким образом, обеспечивая благополучие семей, общество может обеспечивать собственное «здоровье».

Наука на вопрос что такое семья определение находит в рамках такого направления, как семейная психология. С точки зрения психологов, семья – это структурно-функциональное объединение людей, связанных общностью быта и имеющих между собой супружеские или родственные связи. Акцент тут делается на функциональном значении. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет семья.

Что такое семья — определение для детей

Семья – понятие разностороннее. Определяя его суть, сложно отразить всё в одном предложении. Здесь объединены представления: брачный союз, самые близкие родственники, традиции, жилище, быт, многое другое.

С ранних лет дети задаются вопросом, что такое семья. Определение для детей с взрослым понятием совпадать не может. Важно направить их любознательность в нужное русло.

Важность семьи для человека

Для взрослых семья – определённая структура, микро группа, совместные духовные и материальные заботы. У детей понимание этой структуры развивается постепенно и от взрослых во многом зависит правильность их восприятия.

Семья создаётся в любви и верности для продолжения рода, взаимной поддержки, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Детей надо подготовить не только к пониманию сути понятия, но и к нормам поведения в этой ячейке общества.

Формирование у детей понятия «семья»

Начиная с младшего детского возраста, для понимания, что такое семья, определение для детей важно подкреплять наглядностью. Просто беседа не отложится, не запомнится. Малыш должен видеть, ощущать, соприкасаться с изучаемым понятием, как с предметом.

Результативными бывают наблюдения за семьями животных, рассматривание фотографий, ролевые игры. Значимым является эмоциональный контекст. Дети знают, что семья – важное место для возникновения добрых взаимоотношений, получения первого опыта во всех сферах жизни.

Развитие ребёнка в семье

По мере взросления в определении «семья» для ребёнка появляются новые значения, понятие расширяется. Но всегда главной составляющей семьи остаётся любовь.

Расширение детского определения семьи с возрастом

Возраст Понятия в определении семьи (семья – это)
2-3 года мама и папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки
4-6 лет
  • дом,
  • близкие родственники;
  • совместное проживание;
  • любовь, ласка, уют и тепло.
7-10 лет
  • забота, внимание, ответственность;
  • чувство защищённости;
  • совместная работа и отдых.
11-14 лет
  • чуткое и бережное отношение друг к другу;
  • преемственность поколений, взаимопонимание и стабильность;
  • общие финансы, среда для развития.
15-18 лет
  • генеалогическое древо, родословная, история семьи;
  • основы супружеской любви и рождения детей;
  • виды семей, моральная и правовая ответственность.

Определение слова семья для детей к 18 годам соответствует взрослому или близко к нему. Детское развитие внутри семьи на всю жизнь оставляет свой отпечаток и отношение к ячейке общества.

Важность примера

Стандарты поведения формируются собственным примером и убеждённостью. Дети чувствуют фальшь, как никто другой, и ценят искренность. Образцом для подражания, бесспорно, являются родители. Отношения между мужчиной и женщиной остаются в детском подсознании на всю жизнь как взаимодействие мамы с папой.

Психологи до сих пор спорят по многим темам семейного воспитания, задаваясь вопросом, что такое семья. Определение для детей особенно интересно для многих. Приглашаем к обсуждению читателей.

Как вы думаете, какое определение семьи для детей наиболее верно отражает её суть и почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение. Спасибо.

Функции семьи

Воспитательная функция.

Хозяйственно-бытовая функция.

Эмоционально-коммуникативная функция.

Определяется тем, какие отношения формируются в семье. Речь идёт о глубокой привязанности, формирующаяся на основе положительных эмоциональных контактов и опыте совместных переживаний, которая создаёт особую безопасную среду.

Тесная связь между близкими людьми внутри семьи помогает удовлетворить потребности в принятии, тепле, психологической и эмоциональной поддержке, любви и уважении.

Взаимный обмен информацией и чувственными переживаниями, совместный досуг и времяпровождение стимулируют культурно-духовное обогащение членов семьи и их личностный рост.

Читайте также:  Приготовить омлет в пакете в кипящей воде

Функция первичного социального контроля.

Сексуально-эротическая функция.

Подразумевает не только репродуктивный компонент – рождение детей, но также регламентирует сексуальную жизнь партнёров и удовлетворяет соответствующую потребность.

Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объёме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объём» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств. Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.

Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщённость и отстранённость между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким — все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным.

Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведётся со всеми компонентами и членами семьи.

Типы семей

Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.

К примеру, в зависимости от количества родителей выделяют:

  • неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
  • полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).

По числу поколений, входящих в состав семьи, выделяют:

  • нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
  • расширенные семьи (включают также родителей супругов).

В зависимости от количества детей, проводят следующую классификацию:

  • бездетная семья (диада супругов без детей)
  • малодетная семья (от одного до двух детей)
  • среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
  • многодетная семья (пять детей и более)

Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.

Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.

Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:

  • зарплату;
  • доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • стипендии;
  • пенсии;
  • пособия;
  • доходы от сдачи в аренду имущества и др.

Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.

Стадии жизненного цикла семьи

1. Молодая семья

Охватывает период между вступлением в брак и рождением первого ребёнка. На данном этапе чувства между партнёрами, обычно, наиболее сильны, но и количество разводов наиболее высоко.

Супруги проходят через сложный период «притирания», обнаруживая в повседневной жизни друг с другом все углы своего характера и характера партнёра. Проблемой также является вынужденное вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, т.к. зачастую она не имеет собственного отдельного жилищного пространства.

Адаптация к совместной жизни является сильным стрессом для психики.

2. Семья с несовершеннолетними детьми

Включает минимум 18 лет – промежуток между рождением первенца и совершеннолетием последнего ребёнка. Может быть и дольше, если детей несколько, и они разного возраста.

Эмоциональное напряжение на данном этапе достигает пика, потому что супругам приходится не только выполнять воспитательную функцию, проводя ребёнка через все возрастные этапы, но и материально обеспечивать нового члена семьи.

Конец данного периода знаменуется «кризисом пустого гнезда», когда супруги вновь спустя много лет оказываются наедине друг с другом. Для многих пар это становится причиной развода, т.к. подрастающие дети являлись единственным, что было общее у мужа с женой.

В силу возрастных особенностей пары, это время также часто совпадает с кризисом среднего возраста или кризисом достижений. Человек осознаёт, что перешагнул экватор жизни и, глядя на собственные успехи и статус, остаётся недоволен результатами.

3. Завершающий этап

Начинается новый период адаптации супругов друг к другу, а также адаптации к новому, взрослому статусу детей. Этап сопровождается возрастными изменениями в организмах мужа и жены, ухудшениями здоровья, ослаблением физических сил.

Заключение

Дойдя до завершения статьи, мы можем теперь однозначно сказать, что такое семья, своими словами. Это союз двух любящих друг друга людей, способный произвести и вырастить новую жизнь.

Семья, это те люди, которые могут оказать поддержку в трудную минуту и обеспечить любовью и пониманием. Существование семей заложено в самой нашей человеческой природе. И насколько бы ни менялся окружающий мир, мы всё равно будем тянуться друг к другу, чтобы справиться с этими изменениями.

Это одновременно уникальное в плане глубокой субъективной интимности и самое распространённое в мире явление. В честь него даже существует «День семьи, любви и верности», отмечаемый в России и других странах мира.

Такое явление как семья существует в множестве форм, но в итоге каждый отдельный человек имеет свой багаж воспоминаний переживаний и образов, связанных с представлением о том, что это такое. А что такое семья для Вас?

Обновлена: 19.07.2019, 00:00 Количество слов: 1922 Время на чтение: 10 мин.
Распечатать 🖶
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 40 739 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 23 раз!

Алиса , 06 янв, 2020 111 577 просм. • 1 отв. • 52 комм.

Василиса , 28 дек, 2019 118 983 просм. • 1 отв. • 216 комм.

Аришка , 25 дек, 2019 59 023 просм. • 1 отв. • 116 комм.

Алина , 22 дек, 2019 42 580 просм. • 1 отв. • 33 комм.

Евгения , 21 ноя, 2019 3 556 просм. • 1 отв. • 0 комм.

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.
Читайте также:  Печать фотографий для торта

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо. В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector